Очерк-портрет "Помнить, чтобы жить"

Портретный очерк о ветеране Великой Отечественной войны Вячеславе Васильевиче Панфилове 


панфиловВ нашей школе замечательная библиотека. Здесь с высоты стеллажей смотрят на нас мудрые и необычайно увлекательные книги. Недавно я пришла в библиотеку, чтобы подготовить сообщение по истории и обратила внимание на книгу в суперобложке «Опаленные войной. Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны, полковника в отставке». Автор Панфилов В.В. Открыла первую страницу и поразилась: «В 17 лет 7 месяцев и 13 дней я пошел в свой первый бой. Начал войну на Курской дуге пулеметчиком, был ранен под Житомиром, а закончил военную кампанию в 19 лет командиром роты  в Праге». Я вдруг отчетливо поняла, какая ценная реликвия хранится в нашей школьной библиотеке. Эта книга — живая память о войне. Ее автор ушел на фронт прямо со школьной скамьи, видел войну из солдатского окопа на передовой. Он — ее правдивый и живой свидетель.
Впервые я  увидела Панфилова Вячеслава Васильевича в школе на торжественной встрече, посвященной празднованию Дня Победы. С интересом и даже некоторым любопытством смотрела  на невысокого коренастого мужчину в темно-синем костюме. Несмотря на преклонный возраст, ветеран говорил громко, четко. Рассказывал о своем боевом пути так живо и эмоционально, что все затихли и слушали очень внимательно. Это были воспоминания человека, как мне показалось, убежденного в том, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о его войне, о его товарищах, которые сложили головы в жестокой, кровопролитной войне с фашизмом за наше счастье, нашу свободу.

Ветеранов, к сожалению, с каждым годом становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые выпадают на долю стариков. Потому и становятся вдвойне ценными подобные минуты общения с ними. Мое личное знакомство с Вячеславом Васильевичем состоялось тоже в нашей школьной библиотеке и произвело неизгладимое впечатление. Он оказался очень интересным собеседником и открытым,  жизнерадостным человеком. Возможно, именно эта открытость и простота побудили меня начать беседу. И признаюсь, мне трудно было представить, как, будучи семнадцатилетним, он смог пережить ужас страшных дней войны: снова и снова идти в атаку,  вжиматься под обстрелом в землю, терять друзей…e959cb

- Война застала меня в Череповце, где я учился в механическом техникуме, - начал свой рассказ ветеран. - Когда Ленинград оказался в блокаде, оттуда по Дороге жизни стали вывозить детей, но от голода и холода они умирали в пути. Эшелоны шли через Череповец, и мы разгружали вагоны с умершими детьми. Заходили в вагон и в ужасе застывали: там лежали и сидели мертвые дети. При виде несчастных, истощенных от голода детей крепла ненависть к врагам, которые пришли на нашу землю.

В ноябре1942 года Вячеслав Васильевич  был направлен в Лепельское пехотное училище, в миномётную роту, а в июле сорок третьего под Курском вступил в первый бой,  который потребовал от него напряжения всех душевных и физических сил. Впервые в жизни он пережил безумный, животный страх смерти:

- В этот страшный первый день моей войны я противника не видел, хотя и стрелял в его сторону из карабина.  Я просто отупел, чуть зарылся в землю, закрыл голову руками и дрожал от страха. К концу дня понял, что немцы меня  не убили и даже не ранили.  Чуть приободрился, но продолжал кланяться каждому свисту пули, каждому разрыву снаряда и мины. Особый страх для меня представляли бомбёжки, и от этого страха я не мог избавиться длительное время,  - продолжал Вячеслав Васильевич. -  Ох, как трудно под обстрелом выйти из окопа и двигаться в наступление!  Все время кажется, что пуля или осколок попадет тебе в голову и лишит жизни. Страх и в последующих боях полностью не проходит, но с приобретением боевого опыта постепенно избавляешься от него. А этот первый месяц боев стоил нам, оставшимся в живых, нескольких лет жизни.

bba0e4Мне же трудно было поверить, что человек, находясь постоянно под огнём противника, мог  не только выживать, но и с честью выполнять свой  воинский долг… О подвигах своих Вячеслав Васильевич особо не рассказывал. Наверное, их и не было в традиционном, романтическом стиле, а были военные будни рядового солдата-минометчика, его повседневный тяжелый труд.

- Скажу откровенно, было очень тяжело. При форсировании Днепра ночью мы оборудуем огневые позиции, роем окопы. Командир взвода дает команду помочь танкистам вырыть капонир для танка, мы дружно работаем большими саперными лопатками. Только сделали капонир, как наступает команда сменить огневую позицию.  Снова роем и оборудуем окопы для стрельбы из пулемета и другого стрелкового оружия. Перелопатив такое количество земли, к утру все валимся с ног.

- Многое мы перенесли в ходе сражений и боев, - продолжает рассказ ветеран, - но героический марш Берлин – Прага запомнился на всю жизнь.  Шли  днем и ночью по пятьдесят и более километров.  Половина маршрута лежала по горам Татры. Лошадей гнали до изнеможения. Кони падали от усталости, а мы, обессиленные,  это испытание выдержали.

Слушая Вячеслава Васильевича, я вдруг отчетливо поняла: от воли и усилий вот таких  простых, обыкновенных людей, зависел исход войны.  Не думая о славе и наградах, не считая себя героями, они мужественно защищали Родину и завоевали победу.

Не один раз находился Вячеслав Васильевич на грани жизни и смерти.21cdbd

- Первое ранение. Второе, более тяжелое. В ходе ночного наступления осколками гранаты повреждена левая нога, пробита кость. Идти не могу. Падаю на землю. Кричать и стонать нельзя, слышу поблизости немецкую речь. С трудом ползу от немецкой траншеи. А взвод и вся моя вторая рота ушли в тыл врага. Нужно в одиночестве справиться со своей раной. С большим трудом туго перевязываю ее прямо по брюкам. Осматриваюсь и вижу очертания нашего танка. Заползаю под башню, укрываюсь  плащ-палаткой. Раненая нога болит невероятно. Мороз пронимает до самых костей. Время тянется мучительно долго. Надежды на спасение нет. Эта новогодняя ночь 1944 года была самой длинной в моей жизни. На рассвете меня заметили и отправили в госпиталь.

Я заметила, что речь  Вячеслава Васильевича становится взволнованной, отрывистой, лицо  покрывается румянцем.  Как глубоко запало в душу пережитое им в ту долгую новогоднюю ночь!

- Что же помогало выстоять и победить в этой нечеловечески трудной войне, Вячеслав Васильевич?

- Фронтовое братство, -  не задумываясь, ответил он. - Солдаты, сержанты и офицеры на фронте жили единой, дружной семьей, были готовы прийти друг другу на помощь, искренне, со слезами скорбели о погибших, так же искренне радовались боевым успехам. Поэтому фронтовой дружбой мы дорожили. Встречи на войне скоротечны — в любой момент приказ или пуля могут разлучить  товарищей навсегда.  Мне  пришлось пережить горечь утраты. Это случилось на территории Германии. Опасаясь, что в нашем тылу могут остаться  бойцы противника, мы с другом Василием Калиниченко проверяли  один из домов в городе, уже занятом Красной Армией. Я пошел прямо по коридору, а Вася открыл дверь, которая находилась напротив подвала. Вдруг оттуда донеслись выстрелы, и товарищ, скошенный пулей,  упал. Рана у Васи оказалась сквозной, смертельной. Пуля, просвистевшая в нескольких сантиметрах от меня, убила  моего друга.

После двух выстрелов из гранатомета  я спустился в подвал и вижу – на полу у входа лежит немецкий солдат, а в дальнем углу - женщина с детьми, которым не было и пяти лет. Ярость переполняла  меня,  но в сердце при виде плачущих детей появились жалость и сострадание. Не воевать же с женщинами и детьми!

«Какой бы жестокой и кровавой ни была война, она не ожесточила сердце Вячеслава Васильевича», - подумала я и с еще большим уважением посмотрела на этого человека.

В.В.Панфилов с автором очерка Ю.Михаенкиной В.В.Панфилов с автором очерка Ю.Михаенкиной

- Вот такая доля выпала на мои юношеские плечи, - завершая свой рассказ, сказал  Вячеслав Васильевич. - За войну заплатил лучшими годами  жизни, и о том нисколько не жалею. Я горжусь, тем, что оказал посильную помощь любимой Родине в годы тяжелых испытаний. В Советской Армии прослужил 31 год, ушел в отставку с должности заместителя начальника штаба дивизии в звании полковника. Имею награды:  два ордена «Красной Звезды», медали «За отвагу» и «За боевые заслуги», множество юбилейных медалей. В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне был награжден юбилейной наградой в Большом Георгиевском зале Кремля.

Я абсолютно счастливый человек. У  меня была прекрасная жена,  с которой мы поженились сразу после войны и прожили  в любви и согласии  пятьдесят семь лет. У меня  два сына, три внука и внучка, восемь правнуков.  Все взрослые дети самостоятельные и успешные люди, которыми я горжусь.

Нелегкой ценой было завоевано  счастье мирной жизни в нашей стране. Помните об этом. Берегите Россию! Берегите мир на Земле! И с благодарностью в сердце хочется сказать ветерану: «Мы будем помнить! Помнить, чтобы жить!»

Михаенкина Юлия


МБОУ «Кировская гимназия имени


Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова»

 

Поделиться записьюShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+
Вернуться к списку новостей