Информация Кировской городской прокуратуры
Отношения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с контрольно-надзорными органами, которые проводят проверки деятельности предприятий и ИП, в части организации и проведения таких проверок регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии со статьей 9 названного закона предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, в соответствии с их полномочиями, ежегодных планов.
Утвержденный руководителем такого органа ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа в сети «Интернет».
Кроме того, прокуратуры субъектов Российской Федерации формируют сегмент сводного плана указанных проверок по соответствующему субъекту Федерации и размещают его своем сайт, а Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и в срок до 31 декабря текущего календарного года размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
Таким образом, чтобы узнать включено ли конкретное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в план проверок достаточно зайти на сайт контролирующего органа, сайт прокуратуры субъекта или сайт Генеральной прокуратуры.
Кроме того, о проведении проверки контролирующий орган уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии соответствующего распоряжения или приказа почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным возможным способом.
Несмотря на доступность информации о запланированных проверках, представители организаций и предприниматели нередко пытаются уклониться от их проведения.
Вместе с тем статьей 25 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения закона. Согласно части 1 данной статьи при проведении проверки:
— юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц;
— индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В части 2 статьи 25 указанного Закона приводятся отдельные нарушения, также наступает ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это необоснованное препятствие проведению проверок и уклонение от проведения проверок и (или) неисполнение в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, что влечет административную ответственность.
В настоящее время административная ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена статьями 19.4, 19.5, 19.7, 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные статьи предусматривают ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) соответственно, а также непредставление сведений (информации) или образцов продукции, необходимых для осуществления государственного надзора (контроля).
Кроме того, в случае выявления фактов уклонения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей от проведения проверки в отношении каждого «уклонившегося» может быть проведена отдельная, но уже прокурорская проверка.
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции И.А. Лебедева
Вернуться к списку новостейВ соответствии со статьей 9 названного закона предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, в соответствии с их полномочиями, ежегодных планов.
Утвержденный руководителем такого органа ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа в сети «Интернет».
Кроме того, прокуратуры субъектов Российской Федерации формируют сегмент сводного плана указанных проверок по соответствующему субъекту Федерации и размещают его своем сайт, а Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и в срок до 31 декабря текущего календарного года размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
Таким образом, чтобы узнать включено ли конкретное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в план проверок достаточно зайти на сайт контролирующего органа, сайт прокуратуры субъекта или сайт Генеральной прокуратуры.
Кроме того, о проведении проверки контролирующий орган уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии соответствующего распоряжения или приказа почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным возможным способом.
Несмотря на доступность информации о запланированных проверках, представители организаций и предприниматели нередко пытаются уклониться от их проведения.
Вместе с тем статьей 25 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения закона. Согласно части 1 данной статьи при проведении проверки:
— юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц;
— индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В части 2 статьи 25 указанного Закона приводятся отдельные нарушения, также наступает ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это необоснованное препятствие проведению проверок и уклонение от проведения проверок и (или) неисполнение в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, что влечет административную ответственность.
В настоящее время административная ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена статьями 19.4, 19.5, 19.7, 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные статьи предусматривают ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) соответственно, а также непредставление сведений (информации) или образцов продукции, необходимых для осуществления государственного надзора (контроля).
Кроме того, в случае выявления фактов уклонения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей от проведения проверки в отношении каждого «уклонившегося» может быть проведена отдельная, но уже прокурорская проверка.
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции И.А. Лебедева