Актуально о ЖКХ. Мифы о капремонте
На отчёте управляющих компаний Алексей Васильевич Кольцов заместитель главы администрации Кировского муниципального района по ЖКХ выступил с подробным докладом и осветил три темы:
- актуальные и важные для жителей изменения Жилищного Кодекса;
- работа в Кировском районе областного расчетно-кассового центра;
- правда и мифы о капитальном ремонте МКД.
В прошлой публикации "Актуально о ЖКХ" был подробно рассмотрен вопрос об изменениях в Жилищном Кодексе, в данной статье рассмотрена работа расчетно-кассового центра и мифы о капитальном ремонте МКД.
Единый информационный центр
Начало работы единого информационно-расчётный центр Ленинградской области (ЕИРЦ) в Кировском районе означает не просто начало работы еще одного расчетно-кассового центра (РКЦ), а означает начало действий по реализации задачи, поставленной Президентом РФ на заседании Госсовета, посвященным вопросам ЖКХ в 2013 году. В июне 2013 года распоряжением Правительства Ленинградской области № 269-р создаётся ОАО Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области. В декабре 2014 года приказом Минстроя РФ № 924/пр утверждена форма единого платежного документа за ЖКУ. Также в декабре 2014 года распоряжением губернатора Ленинградской области № 671-р утверждена форма единого платежного документа за ЖКУ, действующая на территории Ленинградской области. В апреле 2015 года в Кировске вице-губернатором Ленинградской области Пахомовским Ю.В. проведено совещание с главами администраций Кировского района и всех поселений района на тему организация работы ЕИРЦ ЛО в Кировском районе и реализации мероприятий по внедрению единой квитанции в районе.
Реальную работу по формированию и выпуску квитанций ЕИРЦ начал в июле 2015 года. На сегодня ЕИРЦ обслуживает 922,2 тыс.м2. жилищного фонда (46,6% общего жилищного фонда района), 21 тыс. лицевых счетов, и работает в 9 из 11 поселений района. За четыре месяца работы достигнут среднемесячный уровень собираемости платы населения в 93,9%, при этом последние два месяца уровень сбора составляет более 100%. По Кировску ЕИРЦ обслуживает 106,9 тыс.м2 жилищного фонда (20,2% жилищного фонда Кировска), 2,0 тыс. лицевых счетов, среднемесячный уровень сбора 94,4%. Полностью выполнены необходимые организационные и программные мероприятия для запуска единого платежного документа и системы электронного расщепления платежей в адрес поставщиков услуг.
Для реального запуска единого платежного документа необходимо обеспечить согласие на включение в квитанцию всех организаций предоставляющих ЖКУ населению. Именно этому было посвящено совещание 12 ноября с руководителями управляющих и ресурсоснабжающих организаций, которое проводил председатель Комитета жилищного надзора и контроля Ленинградской области. Главная причина нежелания организаций войти в единую квитанцию – это недоверие к правильности расщепления платежей, которое у них возникло за многие предыдущие годы работы. Сейчас и уровень развития цифровой обработки данных, и уровень законодательного регулирования данной темы позволяют обеспечить 100% правильность расщепления платежей и перечисление средств получателям платежа на следующий день после оплаты потребителем. Работа в данном направлении будет продолжаться, и думаю, что в течение полугода большая часть жителей района начнет получать единую квитанцию на оплату ЖКУ.
В чем выгода для населения от внедрения единой квитанции? В первую очередь это удобство оплаты одной квитанции вместо, например, шести, думаю, пояснять удобство не требуется. Во вторую очередь это возможность не оплачивать ту услугу, которую вы не хотите оплачивать. Для этого в квитанции предусмотрены специальные окна, в которых вы ставите отметку, если не желаете оплачивать, ту или иную услугу. В-третьих, возможно, расширить набор отдельных видов услуг, чтобы вы могли рублем объяснять управляющей организации, какие услуги она оказывает некачественно. Это может быть, например, следующие отдельные строки: вывоз мусора, обслуживание газового оборудования, формирование платежного документа, уборка лестниц, содержание земельного участка и т.д.
Конечно, ввод единого платежного документа достаточно сложное и кропотливое мероприятие, но мы считаем, что плюсы от единой квитанции более весомы, по сравнению с трудностями ввода.
Правда и мифы о капитальном ремонте МКД
Немного истории. С 1991 года в России действует институт собственности на квартиры в МКД, реализуемый через право бесплатной приватизации. С 1994 года действует Гражданский Кодекс РФ, установивший в ст.210 что, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества. С 2005 года действует Жилищный Кодекс РФ, конкретизирующий в п.3 ст.30 положения Гражданского Кодекса, а именно - собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Как вы думаете, собственники квартир прониклись требованиями законов и стали решать вопросы содержания домов и в том числе капремонтов? К сожалению, нет! Позавчера – нет, вчера – нет, да и сегодня тоже – нет, и завтра тоже будет нет!
В качестве доказательства приведены данные социологического опроса выполненного в августе 2015 года силами ВЦИОМа. На вопрос кто должен оплачивать расходы на капремонт в МКД 45% опрошенных сказали – государство, 43% - государство и собственники, и только 9% процентов сказали, что это ответственность собственников. 24 года существует институт собственности на квартиры в МКД, 80% населения стали собственниками квартир, и только 9% считает себя ответственными за содержание этой собственности.
Ситуация тупиковая, собственники не собираются отказываться от права собственности с сохранением пожизненного права проживания, и соответственно не нести расходы на капитальный ремонт МКД, хотя эта возможность предусмотрена действующим законодательством, но в тоже время не собираются сами решать проблему жизнедеятельности своего имущества.
В этой ситуации, подчеркиваем, что это наше личное мнение, государство проявляет политическую волю, государственную мудрость и принимает Федеральным законом систему организации капремонта МКД, в том числе и порядок финансового обеспечения капремонта через обязательные взносы собственников. Вместо того, чтобы внимательно изучить систему, разобраться с практикой её реализации понеслась какая-то вакханалия:
- депутаты Госдумы от Справедливой России запускают проект-акцию «Стоп, капремонт».
- депутаты Госдумы от КПРФ говорят, что действующий порядок оплаты капремонта является вопиющей несправедливостью и приведет к полному развалу жилищного фонда страны и обнищанию населения.
Хорошо, это слова, а что предлагают депутаты? Все просто, надо оспорить эту плату в Конституционном суде и принять новый закон, согласно проекту которого 85% расходов должно нести государство. Непонятно почему 85%, а не 80% или 90%, также непонятно почему государство должно ремонтировать частную собственность в МКД, а почему не в ИЖС, или в дачных домах, или личные автомобили? Вопрос, а есть ли у государства необходимые для этого финансы, инициаторами даже не обсуждается. На мой взгляд, классический пиар и популизм, и ничего более.
Давайте посмотрим на обросший мифами этот вопрос спокойно и на основе фактов.
Миф 1. Жители голосуют рублем против программы, отказываясь оплачивать плату за капремонт. Сравним данные по оплате жителями нашего района за 2014 и 2015 года. Плата введена с 1 мая 2014 года, и как всегда нужно время на осмысление, поэтому оплату в 62,3% за 2014 год можно считать допустимой, а вот за 10 месяцев 2015 года собираемость составила уже 90,4%, далеко не каждый банк имеет такой уровень оплаты кредитов. А вот теперь скажите мне, если депутат, который избран, например, при явке избирателей 50% и получивший голоса, например, 60% пришедших на выборы, считается абсолютно легитимным, хотя имеет поддержку всего 30% населения, то, как он может заявлять, что программа капремонта за которую рублем проголосовало 90% населения является вопиющей несправедливостью? Просто хочется говорить, а то, что факты говорят об обратном, ничего не значит.
Интересно также посмотреть какие уровни оплаты капремонта по поселениям района. Анализируя цифры, можно сделать вывод, что в тех муниципалитетах, которые в последние годы много внимания уделяли просвещению населения в вопросах управления жилищным фондом, занимались реальным вовлечением активного населения в процесс управления своими домами, там и уровень оплаты существенно выше, чем в других поселениях. Повторяли и будем повторять, в вопросах управления МКД власть не может решать вопросы без жителей. Надо не бояться общения, а наоборот активно работать с жителями в этих вопросах.
Миф 2. Все непрозрачно, непонятно куда идут деньги, непонятно что делается и т.д. Этот миф из серии, ничего не смотрел, ничего не искал, но осуждаю. Вот наглядный пример. Существует сайт Фонда капитального ремонта Ленинградской области, адрес сайта - www.lokaprem.ru, где каждый из вас может найти плановый срок и вид ремонта по любому дому в Ленобласти. Также есть карта области с границами муниципальных районов, перечень поселений района, в которых реализуется в настоящее время программа капитального ремонта. Если выбрать из перечня Кировское городское поселение, то на этой странице находятся сведения обо всех программах уже реализованных и сейчас реализуемых на территории Кировска.
Один клик и вот перед нами сведения, куда идут деньги, которые мы платим за капремонт в Кировске. В таблице вы увидите и адреса домов, и общую стоимость ремонтов, и виды работ, и стоимость каждого вида работ отдельно. 11 домов на общую сумму 21,2 млн. руб. уже ремонтируются, и это уже вторая за этот год краткосрочная программа ремонтов. Как вы видите из этого примера информация и прозрачность есть, надо только хотеть ее видеть.
Миф 3. Подрядчиков на выполнение работ выбирают тайно, никому не говорят, нормальные бизнесмены не могут участвовать, рука руку моет и т.д. Вам уже было рассказано, как пользоваться сайтом Фонда, к сайту можно и обратиться для развенчивания мифа. На странице сайта, на которой показаны все аукционы, проведенные по работам в Кировске за все время работы Фонда. Там же на сайте есть утвержденный Правительством Ленинградской области порядок привлечения Фондом подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту МКД, конкурсная документация, отдельно информация по проводимым аукционам, отдельно по уже проведенным и т.д. Как говориться, кто хочет работать ищет способ, кто не хочет – ищет причину.
Можно привести в пример еще много мифов, но поверьте они также надуманны, как и те, что мы только что рассмотрели. Хочется показать вам еще один анализ, чтобы еще раз подтвердить, что новая система капремонта МКД не только нужна, но и реально работает и показывает хорошие результаты. В 2011-2013 годах расходы определялись в основном тремя городами которые активно пользовались средствами Фонда реформирования ЖКХ потому что могли исполнить все требования Фонда, имели возможность выделить местное финансирование и конечно, сами жители этих городов готовы были доплачивать за капремонт. Провал 2014 года объясняется прекращением работы с капремонтом Фонда реформирования ЖКХ и не полным годом работы новой системы капремонта МКД. Зато уже в 2015 году превышены все достигнутые ранее показатели, и более того распределение расходов на капремонт стало более равномерным по поселениям.
Также можно рассмотреть на историю расходов на капремонт в разрезе поселений. Обратим внимание на такие поселения, как Приладожский, Назия, Путилово. В этих населенных пунктах не могли вообще организовать капремонт жилья, а теперь именно новая система позволила жителям этих поселений понимать, что капремонт возможен, и вот он идет, и не где-то там в столицах, а вот на соседней улице, его можно увидеть, пощупать и понять, что это не сказка, не обман, а реально работающая программа. Это, может быть самое главное в новой системе, она дает веру в будущее своего дома.
Еще хотим обратить ваше внимание на величину оплаты за капремонт и объем финансирования капремонта. За 2014 оплата за приватизированные и муниципальные квартиры составила – 39,5 млн. руб., а финансирование капремонта – 36,2 млн. руб., за 2015 год – оплачено – 74,3 млн.руб., объем ремонтов – 117,3 млн.руб. Даже комментировать эти цифры нет необходимости. Также хочется отметить рост средней стоимости капремонта одного дома с 350 тыс. руб. в 2011 году до 2 млн. 214 тыс. руб. в 2015 году. Это означает, что мы перешли от размазывания средств, от латания дыр к настоящему капремонту, когда в доме одновременно делается несколько видов ремонта.
А.В. Кольцов
Вернуться к списку новостей- актуальные и важные для жителей изменения Жилищного Кодекса;
- работа в Кировском районе областного расчетно-кассового центра;
- правда и мифы о капитальном ремонте МКД.
В прошлой публикации "Актуально о ЖКХ" был подробно рассмотрен вопрос об изменениях в Жилищном Кодексе, в данной статье рассмотрена работа расчетно-кассового центра и мифы о капитальном ремонте МКД.
Единый информационный центр
Начало работы единого информационно-расчётный центр Ленинградской области (ЕИРЦ) в Кировском районе означает не просто начало работы еще одного расчетно-кассового центра (РКЦ), а означает начало действий по реализации задачи, поставленной Президентом РФ на заседании Госсовета, посвященным вопросам ЖКХ в 2013 году. В июне 2013 года распоряжением Правительства Ленинградской области № 269-р создаётся ОАО Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области. В декабре 2014 года приказом Минстроя РФ № 924/пр утверждена форма единого платежного документа за ЖКУ. Также в декабре 2014 года распоряжением губернатора Ленинградской области № 671-р утверждена форма единого платежного документа за ЖКУ, действующая на территории Ленинградской области. В апреле 2015 года в Кировске вице-губернатором Ленинградской области Пахомовским Ю.В. проведено совещание с главами администраций Кировского района и всех поселений района на тему организация работы ЕИРЦ ЛО в Кировском районе и реализации мероприятий по внедрению единой квитанции в районе.
Реальную работу по формированию и выпуску квитанций ЕИРЦ начал в июле 2015 года. На сегодня ЕИРЦ обслуживает 922,2 тыс.м2. жилищного фонда (46,6% общего жилищного фонда района), 21 тыс. лицевых счетов, и работает в 9 из 11 поселений района. За четыре месяца работы достигнут среднемесячный уровень собираемости платы населения в 93,9%, при этом последние два месяца уровень сбора составляет более 100%. По Кировску ЕИРЦ обслуживает 106,9 тыс.м2 жилищного фонда (20,2% жилищного фонда Кировска), 2,0 тыс. лицевых счетов, среднемесячный уровень сбора 94,4%. Полностью выполнены необходимые организационные и программные мероприятия для запуска единого платежного документа и системы электронного расщепления платежей в адрес поставщиков услуг.
Для реального запуска единого платежного документа необходимо обеспечить согласие на включение в квитанцию всех организаций предоставляющих ЖКУ населению. Именно этому было посвящено совещание 12 ноября с руководителями управляющих и ресурсоснабжающих организаций, которое проводил председатель Комитета жилищного надзора и контроля Ленинградской области. Главная причина нежелания организаций войти в единую квитанцию – это недоверие к правильности расщепления платежей, которое у них возникло за многие предыдущие годы работы. Сейчас и уровень развития цифровой обработки данных, и уровень законодательного регулирования данной темы позволяют обеспечить 100% правильность расщепления платежей и перечисление средств получателям платежа на следующий день после оплаты потребителем. Работа в данном направлении будет продолжаться, и думаю, что в течение полугода большая часть жителей района начнет получать единую квитанцию на оплату ЖКУ.
В чем выгода для населения от внедрения единой квитанции? В первую очередь это удобство оплаты одной квитанции вместо, например, шести, думаю, пояснять удобство не требуется. Во вторую очередь это возможность не оплачивать ту услугу, которую вы не хотите оплачивать. Для этого в квитанции предусмотрены специальные окна, в которых вы ставите отметку, если не желаете оплачивать, ту или иную услугу. В-третьих, возможно, расширить набор отдельных видов услуг, чтобы вы могли рублем объяснять управляющей организации, какие услуги она оказывает некачественно. Это может быть, например, следующие отдельные строки: вывоз мусора, обслуживание газового оборудования, формирование платежного документа, уборка лестниц, содержание земельного участка и т.д.
Конечно, ввод единого платежного документа достаточно сложное и кропотливое мероприятие, но мы считаем, что плюсы от единой квитанции более весомы, по сравнению с трудностями ввода.
Правда и мифы о капитальном ремонте МКД
Немного истории. С 1991 года в России действует институт собственности на квартиры в МКД, реализуемый через право бесплатной приватизации. С 1994 года действует Гражданский Кодекс РФ, установивший в ст.210 что, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества. С 2005 года действует Жилищный Кодекс РФ, конкретизирующий в п.3 ст.30 положения Гражданского Кодекса, а именно - собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Как вы думаете, собственники квартир прониклись требованиями законов и стали решать вопросы содержания домов и в том числе капремонтов? К сожалению, нет! Позавчера – нет, вчера – нет, да и сегодня тоже – нет, и завтра тоже будет нет!
В качестве доказательства приведены данные социологического опроса выполненного в августе 2015 года силами ВЦИОМа. На вопрос кто должен оплачивать расходы на капремонт в МКД 45% опрошенных сказали – государство, 43% - государство и собственники, и только 9% процентов сказали, что это ответственность собственников. 24 года существует институт собственности на квартиры в МКД, 80% населения стали собственниками квартир, и только 9% считает себя ответственными за содержание этой собственности.
Ситуация тупиковая, собственники не собираются отказываться от права собственности с сохранением пожизненного права проживания, и соответственно не нести расходы на капитальный ремонт МКД, хотя эта возможность предусмотрена действующим законодательством, но в тоже время не собираются сами решать проблему жизнедеятельности своего имущества.
В этой ситуации, подчеркиваем, что это наше личное мнение, государство проявляет политическую волю, государственную мудрость и принимает Федеральным законом систему организации капремонта МКД, в том числе и порядок финансового обеспечения капремонта через обязательные взносы собственников. Вместо того, чтобы внимательно изучить систему, разобраться с практикой её реализации понеслась какая-то вакханалия:
- депутаты Госдумы от Справедливой России запускают проект-акцию «Стоп, капремонт».
- депутаты Госдумы от КПРФ говорят, что действующий порядок оплаты капремонта является вопиющей несправедливостью и приведет к полному развалу жилищного фонда страны и обнищанию населения.
Хорошо, это слова, а что предлагают депутаты? Все просто, надо оспорить эту плату в Конституционном суде и принять новый закон, согласно проекту которого 85% расходов должно нести государство. Непонятно почему 85%, а не 80% или 90%, также непонятно почему государство должно ремонтировать частную собственность в МКД, а почему не в ИЖС, или в дачных домах, или личные автомобили? Вопрос, а есть ли у государства необходимые для этого финансы, инициаторами даже не обсуждается. На мой взгляд, классический пиар и популизм, и ничего более.
Давайте посмотрим на обросший мифами этот вопрос спокойно и на основе фактов.
Миф 1. Жители голосуют рублем против программы, отказываясь оплачивать плату за капремонт. Сравним данные по оплате жителями нашего района за 2014 и 2015 года. Плата введена с 1 мая 2014 года, и как всегда нужно время на осмысление, поэтому оплату в 62,3% за 2014 год можно считать допустимой, а вот за 10 месяцев 2015 года собираемость составила уже 90,4%, далеко не каждый банк имеет такой уровень оплаты кредитов. А вот теперь скажите мне, если депутат, который избран, например, при явке избирателей 50% и получивший голоса, например, 60% пришедших на выборы, считается абсолютно легитимным, хотя имеет поддержку всего 30% населения, то, как он может заявлять, что программа капремонта за которую рублем проголосовало 90% населения является вопиющей несправедливостью? Просто хочется говорить, а то, что факты говорят об обратном, ничего не значит.
Интересно также посмотреть какие уровни оплаты капремонта по поселениям района. Анализируя цифры, можно сделать вывод, что в тех муниципалитетах, которые в последние годы много внимания уделяли просвещению населения в вопросах управления жилищным фондом, занимались реальным вовлечением активного населения в процесс управления своими домами, там и уровень оплаты существенно выше, чем в других поселениях. Повторяли и будем повторять, в вопросах управления МКД власть не может решать вопросы без жителей. Надо не бояться общения, а наоборот активно работать с жителями в этих вопросах.
Миф 2. Все непрозрачно, непонятно куда идут деньги, непонятно что делается и т.д. Этот миф из серии, ничего не смотрел, ничего не искал, но осуждаю. Вот наглядный пример. Существует сайт Фонда капитального ремонта Ленинградской области, адрес сайта - www.lokaprem.ru, где каждый из вас может найти плановый срок и вид ремонта по любому дому в Ленобласти. Также есть карта области с границами муниципальных районов, перечень поселений района, в которых реализуется в настоящее время программа капитального ремонта. Если выбрать из перечня Кировское городское поселение, то на этой странице находятся сведения обо всех программах уже реализованных и сейчас реализуемых на территории Кировска.
Один клик и вот перед нами сведения, куда идут деньги, которые мы платим за капремонт в Кировске. В таблице вы увидите и адреса домов, и общую стоимость ремонтов, и виды работ, и стоимость каждого вида работ отдельно. 11 домов на общую сумму 21,2 млн. руб. уже ремонтируются, и это уже вторая за этот год краткосрочная программа ремонтов. Как вы видите из этого примера информация и прозрачность есть, надо только хотеть ее видеть.
Миф 3. Подрядчиков на выполнение работ выбирают тайно, никому не говорят, нормальные бизнесмены не могут участвовать, рука руку моет и т.д. Вам уже было рассказано, как пользоваться сайтом Фонда, к сайту можно и обратиться для развенчивания мифа. На странице сайта, на которой показаны все аукционы, проведенные по работам в Кировске за все время работы Фонда. Там же на сайте есть утвержденный Правительством Ленинградской области порядок привлечения Фондом подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту МКД, конкурсная документация, отдельно информация по проводимым аукционам, отдельно по уже проведенным и т.д. Как говориться, кто хочет работать ищет способ, кто не хочет – ищет причину.
Можно привести в пример еще много мифов, но поверьте они также надуманны, как и те, что мы только что рассмотрели. Хочется показать вам еще один анализ, чтобы еще раз подтвердить, что новая система капремонта МКД не только нужна, но и реально работает и показывает хорошие результаты. В 2011-2013 годах расходы определялись в основном тремя городами которые активно пользовались средствами Фонда реформирования ЖКХ потому что могли исполнить все требования Фонда, имели возможность выделить местное финансирование и конечно, сами жители этих городов готовы были доплачивать за капремонт. Провал 2014 года объясняется прекращением работы с капремонтом Фонда реформирования ЖКХ и не полным годом работы новой системы капремонта МКД. Зато уже в 2015 году превышены все достигнутые ранее показатели, и более того распределение расходов на капремонт стало более равномерным по поселениям.
Также можно рассмотреть на историю расходов на капремонт в разрезе поселений. Обратим внимание на такие поселения, как Приладожский, Назия, Путилово. В этих населенных пунктах не могли вообще организовать капремонт жилья, а теперь именно новая система позволила жителям этих поселений понимать, что капремонт возможен, и вот он идет, и не где-то там в столицах, а вот на соседней улице, его можно увидеть, пощупать и понять, что это не сказка, не обман, а реально работающая программа. Это, может быть самое главное в новой системе, она дает веру в будущее своего дома.
Еще хотим обратить ваше внимание на величину оплаты за капремонт и объем финансирования капремонта. За 2014 оплата за приватизированные и муниципальные квартиры составила – 39,5 млн. руб., а финансирование капремонта – 36,2 млн. руб., за 2015 год – оплачено – 74,3 млн.руб., объем ремонтов – 117,3 млн.руб. Даже комментировать эти цифры нет необходимости. Также хочется отметить рост средней стоимости капремонта одного дома с 350 тыс. руб. в 2011 году до 2 млн. 214 тыс. руб. в 2015 году. Это означает, что мы перешли от размазывания средств, от латания дыр к настоящему капремонту, когда в доме одновременно делается несколько видов ремонта.
А.В. Кольцов