Учитель – это призвание
В прошлом номере «Недели нашего города» мы публиковали воспоминания горожан об их первых учителях и классных руководителях. Своих учителей воспевали многие поэты, но и мы с вами, обычные люди, можем оценить, как много делает учитель для воспитания в ребенке не просто успешного школьника, но и хорошего человека.
Клавдиева Валентина Анатольевна, педагог английского языка в КСОШ №1 – это учитель, который действительно умеет общаться с детьми. Свою тягу к преподаванию Валентина Анатольевна осознала еще в школе. В это время она жила и училась в Узбекистане, в городе Чирчик, Ташкентской области. Учеба давалась ей легко, независимо от предмета, но особую любовь Валентина Клавдиева питала к английскому языку – сказалось влияние преподавателей. Один за одним классное руководство брали учителя английского языка, и любовь к этому предмету постепенно переросла в жизненное призвание. Уже тогда юная школьница знала, что вернется в школу в качестве преподавателя…
- Я хотела поехать в Ленинград учиться, и родители меня в этом поддержали, - рассказывает Валентина Анатольевна Клавдиева. Наша встреча с ней состоялась в Кировской средней школе № 1, в которой Валентина Анатольевна работает с первого дня ее основания. – Сразу после выпускного, к сожалению, поступить в институт не удалось – на «ин.яз.» был сумасшедший конкурс – примерно 16 человек на место. Но я не сдалась. Отец посоветовал на следующий год выбрать другую специальность, но связанную с языком. Ближе всего мне была химия, поэтому я поступила в Ленинградский педагогический институт им. Герцена на химический факультет, отделение Химия на английском языке. Нас готовили как учителей химии и английского. Тогда были тесные связи со странами Африки, поэтому нас учили химии на английской и французском языках, и вообще отделение открывалось для тех, кто будет преподавать за границей.
Корр:- То есть вы не думали, что останетесь в России?
В.А.:- Совсем нет, я осознанно хотела преподавать английский в школе. Так и случилось. После окончания института я по распределению попала учителем в Кировский интернат. С 1979 г я уже жила в Кировске. Параллельно я работала с 5-6 классами в средней школе на ул. Кирова. Но уже через год я постоянно работала в средней школе, мне дали классное руководство. А затем школа, можно сказать, переехала в новое здание, построенное на Новой улице. Старое здание школы сейчас принадлежит гимназии. Получается, что в КСОШ №1 я работаю со дня ее основания, то есть 35…
Корр: - Расскажите, как вам, недавней студентке, работалось с детьми?
В.А.:- Конечно, на первых порах было не всегда легко. Когда я взяла свой класс, я их до сих пор помню, ребята были уже семиклассниками. Мне было 23 года, а им по 13. Мне было с ними очень интересно. Тогда еще существовала пионерская организация, поэтому мы много работали по этому направлению: и металлолом собирали, и макулатуру, устраивали вечера, танцы, ездили на сборы, да и в школе было немало комсомольских дел. Конечно, были и проблемные моменты, но потихоньку я сама училась на своих же ошибках.
Корр:- Как вы стараетесь привить своим ученикам любовь к иностранному языку?
В.А.:- Всегда хочется, чтобы твой предмет знали и учили. В те времена, когда я только начинала, дети не понимали, где им пригодится английский. Мы в основном читали и переводили со словарем. Дети говорили «Зачем мне это нужно? Я же все равно не поеду за границу». Сейчас, конечно все по-другому. Дети понимают, что без языка никуда: он приходится в профессии, нужен для статуса. Тем более, сейчас школьники с семьей ездят отдыхать за границу. И если удается где-то парой слов прикинуться с иностранцами, то обязательно придут ко мне и расскажут, что разговаривали с англичанами. В ком-то явно заметен потенциал, и его нужно взращивать. Я ученикам рассказываю про всяческие программы, рассчитанные на студентов. По ним можно поехать, например, в США или Канаду работать и практиковать язык. Это очень удачный опыт и часть моих выпускников действительно пользовались такими программами. Кто-то работал в макдональдсе, кто-то на ферме, кому-то поручили сидеть с детьми. У школьников глаза загораются, когда они слышат реальные примеры из жизни. В общем, если кто-то стремится к изучению языков, он и будет ими заниматься. Может для себя, а может и профессионально. Вот недавно к нам в на работу пришла молодая учительница английского, Татьяна. Она закончила нашу школу, тоже закончила институт им. Герцена и вот теперь преподает у нас.
Корр:-Есть ли у вас классное руководство?
В.А.:-В позапрошлом году я выпустила свой класс и больше не брала классное руководство. Сейчас в школу пришли молодые учителя и, мне кажется, им это будет полезнее, как и детям – общаться с молодыми учителями им приятнее и интереснее.
Корр:- Расскажите немного об этом опыте.
В.А.: - Вести класс – это большая нагрузка, ведь приходится вникать во все проблемы детей. До 9 класса – это в основном мелкие шалости и хулиганство, а после – это психологические проблемы вроде неразделенной любви и самоопределения в жизни. Нагрузка в школе у старшеклассников сумасшедшая, и все эти проблемы накладываются еще и на загруженность. Со всем этим нужно работать. Был у меня случай, когда одна девочка 5-клашка отчего-то очень боялась учителя истории и отказывалась идти к ней на уроки. Вот был у нее панический страх, и убедить ее словами не получалось… И тогда я решила поступить так: принесла в класс колбочку от какого-то лекарства, в которую налила воду и сделала этикетку со словом «Храбрость». «Вот» - говорю, - «Раз все так плохо, тебе нужен эликсир храбрости. Это он, пей и ничего не бойся». Она сначала побоялась пить, а потом решилась. И все ребята смотрят и ждут: «Ну как??». И она вдруг «Да, правда. Как будто я стала храбрее!». Сказки сказками, а она пошла на урок и смогла справиться с собой в дальнейшем. Тут нужно быть еще каким психологом!
Корр:- В чем по-вашему состоит основная сложность классного руководства?
В.А.:- Тут важно быть и для учеников хорошим, и для учителей, своих коллег. А этого трудно добиться. Бывает, что и в учительскую заходить не хочется, потому что знаешь, что сейчас тебе все наперебой будут жаловаться на твоих детей. Вроде и стараешься иногда заступаться, но и к коллегам нужно прислушиваться, понять, кто прав, кто виноват. А еще ведь есть и родители, которым нужно всю эту ситуацию объяснить…
Корр:- Что самого неприятного вы можете отметить в работе учителя?
В.А.:- Наверное как раз общение с родителями… Бывают случаи, когда дети безобразно себя ведут, не слушают, повышают голос, грубят… Это неприятно, это обижает. Сердиться долго я не могу. Но, тем не менее, такие ситуации бывают и их нужно уметь решать, налаживать отношения с детьми. Если напрямую не получается, приходится подключать родителей. Иногда они могут повлять на ребенка. Правда порой родители не могут поверить, что их ребенок в школе может вести себя совсем не так, как дома…
Корр:- И многие не верят?
В.А.:- Такое бывает… Если ребенок дома неконфликтный, тихий, то это далеко не значит, что он и со сверстниками общается также. Подросток может обижать одноклассников, драться, хамить учителю. Некоторые родители скорее поверят, что их сын или дочь ангел, чем в ту горькую правду, которую пытается донести до них учитель..… Это тяжело. Тем более, что сейчас родители чуть что кричат, что они идут в прокуратуру. Раньше было больше уважения к учителям, а сейчас некоторые думают, что к их ребенку плохо относятся. Мне кажется, СМИ сыграли большую роль в формировании такого негативного образа учителя. Сейчас вроде поутихло, показывают и конкурсы и награждения преподавателей. Но в один период было масса репортажей по телевизору про жестокое обращение с учениками, про поборы и прочее. Это серьезно подорвало репутацию учителя и престиж профессии.
Корр:- И, наверное, подход к воспитанию детей сыграл свою роль?
В.А.:- Конечно. Сегодня налицо гиперопека над детьми и гиперлюбовь. За неуспеваемость учеников могут даже обвинять учителя. Самое сложное в моей профессии, это пожалуй именно общение с родителями. Если ученика еще можно убедить, что так-то будет правильно, то родителей – нет. Последние всегда считают, что их мнение истинно верно, и очень плохо слышать чужую точку зрения. В каких-то конфликтных ситуациях с учениками я настойчиво советую родителям обратить пристальное внимание на поведение ребенка, не пускать все на самотек. Я не раз повторяла фразу, что я с их ребенком помучаюсь еще N-ное количество лет, а им с ним мучиться всю оставшуюся жизнь.
Корр:- Так в чем же вы все-таки видите главную миссию учителя?
В.А.:- Преподавание, обучение – это замечательно, но человеческие отношения, мне кажется, важнее. Тут надо быть не только учителем, но и воспитателем, зачастую и психологом. Когда я начинаю работать с классом, я им говорю «Не важно, какую профессию выберете и каких успехов добьетесь, главное, чтобы вы были хорошими людьми». Я считаю, что взращивание из ребенка человека – это часть нашего каждодневного труда, наряду с родительским трудом. Это будет показатель нашей хорошей совместной работы. Вот простой пример. Мои пятиклашки пришли на урок и сдали три идентичных сочинения. Я спрашиваю у них честно, кто с кого списал или откуда взяли. Один стоит на своем, мол, сам сочинил. Другие сначала тоже хорохорятся, а потом признаются, что списали в Интернете. Вот это важно, иметь смелость признаться в своем проступке. На уроках в школе происходит далеко не только обучение предмету. Мы ведь доносим до учеников и общечеловеческие вещи, например, что обманывать нехорошо, что правда все равно когда-нибудь всплывет. Пусть и не всегда сразу, но в любом случае ты сделаешь себе же зло – не усвоишь какой-то материал, а из-за этого не сможешь понять дальнейшее.
Корр:- То есть вы становитесь для учеников и наставником?
В.А.:- Конечно, без этого никак. Недавно общались с девятиклассниками. Один мальчик все думал, что не потянет учебу, собирался уходить в колледж. Я его расспросила, посоветовала подумать, посмотреть на то, какие есть возможности. Я считала, что ему нужно продолжать обучение в школе, и в итоге он решил остаться. Потом даже благодарил, за то, что в трудный момент я смогла помочь советом и поддержать. Мне ведь не безразлична судьба учеников.
Корр:- Буквально недавно был ваш профессиональный праздник – День учителя. Расскажите, что особенного было у вас в этот день?
В.А.:-Ну, во-первых меня поздравляли мои выпускники – это очень приятно. Может быть, не так и часто мы встречаемся с ними, но вот вчера, когда они звонили, поздравляли, понимаешь, как они важны для тебя. У меня хорошие отношения с родителями выпускников. Даже они с Днем учителя поздравляют, говорят спасибо, что обучили их ребенка. В школе поздравляли кто как: цветами, конфетами, кто-то делал личные подарки, сделанные своими руками. Дети пишут открытки и плакаты на английском языке – это вдвойне похвально. В этот день у нас сократили уроки на 10 минут, чтобы устроить в конце дня праздничный концерт. Классы готовили творческие подарки: кто пел, кто танцевал, показывали цирковые номера. Всегда очень приятно видеть детей с совсем другой стороны, не просто как учеников, а как личностей.
Корр:- Спасибо огромное за беседу, Валентина Анатольевна. Мне было очень приятно с вами пообщаться, я надеюсь, нашим читателям тоже будет любопытно узнать о том, какова работа педагога на самом деле. Еще раз с Днем учителя!
Вернуться к списку новостейКлавдиева Валентина Анатольевна, педагог английского языка в КСОШ №1 – это учитель, который действительно умеет общаться с детьми. Свою тягу к преподаванию Валентина Анатольевна осознала еще в школе. В это время она жила и училась в Узбекистане, в городе Чирчик, Ташкентской области. Учеба давалась ей легко, независимо от предмета, но особую любовь Валентина Клавдиева питала к английскому языку – сказалось влияние преподавателей. Один за одним классное руководство брали учителя английского языка, и любовь к этому предмету постепенно переросла в жизненное призвание. Уже тогда юная школьница знала, что вернется в школу в качестве преподавателя…
- Я хотела поехать в Ленинград учиться, и родители меня в этом поддержали, - рассказывает Валентина Анатольевна Клавдиева. Наша встреча с ней состоялась в Кировской средней школе № 1, в которой Валентина Анатольевна работает с первого дня ее основания. – Сразу после выпускного, к сожалению, поступить в институт не удалось – на «ин.яз.» был сумасшедший конкурс – примерно 16 человек на место. Но я не сдалась. Отец посоветовал на следующий год выбрать другую специальность, но связанную с языком. Ближе всего мне была химия, поэтому я поступила в Ленинградский педагогический институт им. Герцена на химический факультет, отделение Химия на английском языке. Нас готовили как учителей химии и английского. Тогда были тесные связи со странами Африки, поэтому нас учили химии на английской и французском языках, и вообще отделение открывалось для тех, кто будет преподавать за границей.
Корр:- То есть вы не думали, что останетесь в России?
В.А.:- Совсем нет, я осознанно хотела преподавать английский в школе. Так и случилось. После окончания института я по распределению попала учителем в Кировский интернат. С 1979 г я уже жила в Кировске. Параллельно я работала с 5-6 классами в средней школе на ул. Кирова. Но уже через год я постоянно работала в средней школе, мне дали классное руководство. А затем школа, можно сказать, переехала в новое здание, построенное на Новой улице. Старое здание школы сейчас принадлежит гимназии. Получается, что в КСОШ №1 я работаю со дня ее основания, то есть 35…
Корр: - Расскажите, как вам, недавней студентке, работалось с детьми?
В.А.:- Конечно, на первых порах было не всегда легко. Когда я взяла свой класс, я их до сих пор помню, ребята были уже семиклассниками. Мне было 23 года, а им по 13. Мне было с ними очень интересно. Тогда еще существовала пионерская организация, поэтому мы много работали по этому направлению: и металлолом собирали, и макулатуру, устраивали вечера, танцы, ездили на сборы, да и в школе было немало комсомольских дел. Конечно, были и проблемные моменты, но потихоньку я сама училась на своих же ошибках.
Корр:- Как вы стараетесь привить своим ученикам любовь к иностранному языку?
В.А.:- Всегда хочется, чтобы твой предмет знали и учили. В те времена, когда я только начинала, дети не понимали, где им пригодится английский. Мы в основном читали и переводили со словарем. Дети говорили «Зачем мне это нужно? Я же все равно не поеду за границу». Сейчас, конечно все по-другому. Дети понимают, что без языка никуда: он приходится в профессии, нужен для статуса. Тем более, сейчас школьники с семьей ездят отдыхать за границу. И если удается где-то парой слов прикинуться с иностранцами, то обязательно придут ко мне и расскажут, что разговаривали с англичанами. В ком-то явно заметен потенциал, и его нужно взращивать. Я ученикам рассказываю про всяческие программы, рассчитанные на студентов. По ним можно поехать, например, в США или Канаду работать и практиковать язык. Это очень удачный опыт и часть моих выпускников действительно пользовались такими программами. Кто-то работал в макдональдсе, кто-то на ферме, кому-то поручили сидеть с детьми. У школьников глаза загораются, когда они слышат реальные примеры из жизни. В общем, если кто-то стремится к изучению языков, он и будет ими заниматься. Может для себя, а может и профессионально. Вот недавно к нам в на работу пришла молодая учительница английского, Татьяна. Она закончила нашу школу, тоже закончила институт им. Герцена и вот теперь преподает у нас.
Корр:-Есть ли у вас классное руководство?
В.А.:-В позапрошлом году я выпустила свой класс и больше не брала классное руководство. Сейчас в школу пришли молодые учителя и, мне кажется, им это будет полезнее, как и детям – общаться с молодыми учителями им приятнее и интереснее.
Корр:- Расскажите немного об этом опыте.
В.А.: - Вести класс – это большая нагрузка, ведь приходится вникать во все проблемы детей. До 9 класса – это в основном мелкие шалости и хулиганство, а после – это психологические проблемы вроде неразделенной любви и самоопределения в жизни. Нагрузка в школе у старшеклассников сумасшедшая, и все эти проблемы накладываются еще и на загруженность. Со всем этим нужно работать. Был у меня случай, когда одна девочка 5-клашка отчего-то очень боялась учителя истории и отказывалась идти к ней на уроки. Вот был у нее панический страх, и убедить ее словами не получалось… И тогда я решила поступить так: принесла в класс колбочку от какого-то лекарства, в которую налила воду и сделала этикетку со словом «Храбрость». «Вот» - говорю, - «Раз все так плохо, тебе нужен эликсир храбрости. Это он, пей и ничего не бойся». Она сначала побоялась пить, а потом решилась. И все ребята смотрят и ждут: «Ну как??». И она вдруг «Да, правда. Как будто я стала храбрее!». Сказки сказками, а она пошла на урок и смогла справиться с собой в дальнейшем. Тут нужно быть еще каким психологом!
Корр:- В чем по-вашему состоит основная сложность классного руководства?
В.А.:- Тут важно быть и для учеников хорошим, и для учителей, своих коллег. А этого трудно добиться. Бывает, что и в учительскую заходить не хочется, потому что знаешь, что сейчас тебе все наперебой будут жаловаться на твоих детей. Вроде и стараешься иногда заступаться, но и к коллегам нужно прислушиваться, понять, кто прав, кто виноват. А еще ведь есть и родители, которым нужно всю эту ситуацию объяснить…
Корр:- Что самого неприятного вы можете отметить в работе учителя?
В.А.:- Наверное как раз общение с родителями… Бывают случаи, когда дети безобразно себя ведут, не слушают, повышают голос, грубят… Это неприятно, это обижает. Сердиться долго я не могу. Но, тем не менее, такие ситуации бывают и их нужно уметь решать, налаживать отношения с детьми. Если напрямую не получается, приходится подключать родителей. Иногда они могут повлять на ребенка. Правда порой родители не могут поверить, что их ребенок в школе может вести себя совсем не так, как дома…
Корр:- И многие не верят?
В.А.:- Такое бывает… Если ребенок дома неконфликтный, тихий, то это далеко не значит, что он и со сверстниками общается также. Подросток может обижать одноклассников, драться, хамить учителю. Некоторые родители скорее поверят, что их сын или дочь ангел, чем в ту горькую правду, которую пытается донести до них учитель..… Это тяжело. Тем более, что сейчас родители чуть что кричат, что они идут в прокуратуру. Раньше было больше уважения к учителям, а сейчас некоторые думают, что к их ребенку плохо относятся. Мне кажется, СМИ сыграли большую роль в формировании такого негативного образа учителя. Сейчас вроде поутихло, показывают и конкурсы и награждения преподавателей. Но в один период было масса репортажей по телевизору про жестокое обращение с учениками, про поборы и прочее. Это серьезно подорвало репутацию учителя и престиж профессии.
Корр:- И, наверное, подход к воспитанию детей сыграл свою роль?
В.А.:- Конечно. Сегодня налицо гиперопека над детьми и гиперлюбовь. За неуспеваемость учеников могут даже обвинять учителя. Самое сложное в моей профессии, это пожалуй именно общение с родителями. Если ученика еще можно убедить, что так-то будет правильно, то родителей – нет. Последние всегда считают, что их мнение истинно верно, и очень плохо слышать чужую точку зрения. В каких-то конфликтных ситуациях с учениками я настойчиво советую родителям обратить пристальное внимание на поведение ребенка, не пускать все на самотек. Я не раз повторяла фразу, что я с их ребенком помучаюсь еще N-ное количество лет, а им с ним мучиться всю оставшуюся жизнь.
Корр:- Так в чем же вы все-таки видите главную миссию учителя?
В.А.:- Преподавание, обучение – это замечательно, но человеческие отношения, мне кажется, важнее. Тут надо быть не только учителем, но и воспитателем, зачастую и психологом. Когда я начинаю работать с классом, я им говорю «Не важно, какую профессию выберете и каких успехов добьетесь, главное, чтобы вы были хорошими людьми». Я считаю, что взращивание из ребенка человека – это часть нашего каждодневного труда, наряду с родительским трудом. Это будет показатель нашей хорошей совместной работы. Вот простой пример. Мои пятиклашки пришли на урок и сдали три идентичных сочинения. Я спрашиваю у них честно, кто с кого списал или откуда взяли. Один стоит на своем, мол, сам сочинил. Другие сначала тоже хорохорятся, а потом признаются, что списали в Интернете. Вот это важно, иметь смелость признаться в своем проступке. На уроках в школе происходит далеко не только обучение предмету. Мы ведь доносим до учеников и общечеловеческие вещи, например, что обманывать нехорошо, что правда все равно когда-нибудь всплывет. Пусть и не всегда сразу, но в любом случае ты сделаешь себе же зло – не усвоишь какой-то материал, а из-за этого не сможешь понять дальнейшее.
Корр:- То есть вы становитесь для учеников и наставником?
В.А.:- Конечно, без этого никак. Недавно общались с девятиклассниками. Один мальчик все думал, что не потянет учебу, собирался уходить в колледж. Я его расспросила, посоветовала подумать, посмотреть на то, какие есть возможности. Я считала, что ему нужно продолжать обучение в школе, и в итоге он решил остаться. Потом даже благодарил, за то, что в трудный момент я смогла помочь советом и поддержать. Мне ведь не безразлична судьба учеников.
Корр:- Буквально недавно был ваш профессиональный праздник – День учителя. Расскажите, что особенного было у вас в этот день?
В.А.:-Ну, во-первых меня поздравляли мои выпускники – это очень приятно. Может быть, не так и часто мы встречаемся с ними, но вот вчера, когда они звонили, поздравляли, понимаешь, как они важны для тебя. У меня хорошие отношения с родителями выпускников. Даже они с Днем учителя поздравляют, говорят спасибо, что обучили их ребенка. В школе поздравляли кто как: цветами, конфетами, кто-то делал личные подарки, сделанные своими руками. Дети пишут открытки и плакаты на английском языке – это вдвойне похвально. В этот день у нас сократили уроки на 10 минут, чтобы устроить в конце дня праздничный концерт. Классы готовили творческие подарки: кто пел, кто танцевал, показывали цирковые номера. Всегда очень приятно видеть детей с совсем другой стороны, не просто как учеников, а как личностей.
Корр:- Спасибо огромное за беседу, Валентина Анатольевна. Мне было очень приятно с вами пообщаться, я надеюсь, нашим читателям тоже будет любопытно узнать о том, какова работа педагога на самом деле. Еще раз с Днем учителя!
Лёля Таратынова